22 окт. 2021 г.

В день рождения Ивана Бунина


Иван Алексеевич Бунин был одним из тех - не знаю, многих или немногих, - чьё творчество я изучал специально и много общих мотивов нашёл. Я сочинял песни на его стихи - так же, как в разное время сочинял песни на стихи Лермонтова, Есенина, Кляйста и некоторых других. Бунин всегда протестовал против ярлыка "холодный мастер", который ему навесили, - "у меня типаж и характер прямо-таки сицилианский", замечал он (и был исключён из Орловского Университета за плохую успеваемость). Однако холодный высокомерный тон, его хлёсткие презрительные суждения о современниках - это то, что ему никогда не могли простить. Как и у всех выдающихся людей, у него не было "кружка" (всякий "кружок" суть холуи и завистливые посредственности) или шапочно знакомых, но у него был друг - знаменитый композитор Рахманинов, - чуть ли не единственный, кого он считал ровней. Были и женщины - прекрасная гречанка, любовь юности (чёрт бы побрал этот идеализм...), и спутница жизни, за которую он был готов убить, судя по беготне с револьвером (ох уж эти сициалианцы...)...

Бунина трудно назвать непризнанным: он получил самую престижную литературную премию России - премию Пушкина, а затем и высшую мировую награду - премию Нобеля по литературе за блестящий стиль. Совершенно изумительный почерк, надобно заметить, однако Бунин жестоко ошибался относительно советских авторов. Это совершенно неправда, будто в Совдепе не было хороших писателей. Это не только не так, но более того - как минимум трое, родившихся в СССР, превосходили Нобелевского лауреата Бунина. Я имею в виду Владимира Солоухина (1924-1997), Аполлона Кузьмина (1928-2004) и, конечно, Аскольда Павловича Якубовского (1927-1983) - самого великого писателя, когда-либо изъяснявшегося на русском языке. Это был совершенно простой человек, картограф по профессии, писавший ничуть не фундаментальную прозу. Но насколько же великолепно!.. Понятно дело, при некотором воображении легко увидеть презрительную гримасу Бунина, - в этом он был непревзойдённый мастер, это так, - буде он услышал подобное замечание, но факт есть факт - не режим рождает таланты, они рождаются сами по-себе, и их нельзя продуцировать специально. Возьмите самые развитые страны - ну и где там великие умы? Вот Норвегия - самый высокий уровень жизни в Европе, - ну а норвежская культура где? Ей едва-едва сто лет! Даже у венгров - одна из поздних культур Европы* - давным-давно была уже своя культура, и Ференц Лист будет по-отечески давать наставления Эварду Григу, как мальчишке. - Это венгры, которых до сих пор считают чуть ли не дикарями. Да и о какой культуре может идти речь, если у норвежцев до сих пор даже единый язык не устаканился (говорят на куче диалектов), по типу великорусского, на котором говорят абсолютно все русские от Калининграда до Владивостока, или хохдойча, на котором преподают в Германии, Австрии и Швейцарии (диалектизмы, заметим, жёстко запрещены). Нет, работает некая иная логика, по которой рождаются выдающиеся личности в той или иной стране, и нет ни малейших оснований полагать, что уровень жизни каким-то образом влияет на это. Не видно этого никак. (Норвежцы как были дремучими невеждами, которых венгры поучают уму-разуму, так ими и остались по дни сии).

Бунин не хотел покидать Россию, но в конечном итоге сделал это - одним из последних (сохранились его горькие дневники тех лет), и до конца жизни - умер в 1953-м - он просидел, как говорят, буквально на чемоданах, готовый в любую минуту вскочить и броситься обратно. Но этого так никогда и не произошло. Его приглашали, но он был категоричен. "Я не могу вернуться в страну, в которой Екатеринбург называют "Свердовском"", - ледяным тоном чеканил он. Так никогда и не вернулся... Он бы сошёл с ума, в конечном итоге, или покончил с собой, если бы не жена, которую он боготворил. Идеалист до кончиков когтей, он испытывал глубокие волны умиления, бросая взгляды на жену, всегда озабоченную насущным, но тонкую и хрупкую. "Сколько в ней стойкости", - думал он, предаваясь тихому восхищению. Это даже не любовь, это... Если назвать это истинно духовными узами - насколько сильна была бы гримаса презрения у нашего неприступного мастера?..



Стихи его прекрасны. Если говорить не о прозе, а о поэтике Бунина, то тут он один из самых великих. Никакой пошлости, чёткий, лаконичный слог, потрясающе красивый лирический тон. Немного напоминает польскую поэтику (Бунин ещё в 17 лет выучил польский язык и переводил польских поэтов) - драматичную, ностальгическую, очень грустную...

Нет смысла гадать, что в этих строках правда - конечно, это лишь образчики мастерства, но всё же есть в этом и Бунин, его "сицилианская" натура, оледеневшая в морозном сиянии Русской равнины...

Я бы хотел представить несколько образцов творчества по мотивам сочинений Бунина. С музыкальной точки зрения всегда чрезвычайно любопытно наблюдать авторскую трактовку мотивов - тут уже видна натура музыканта...

Сихотворение "Одиночество".

Вот так его трактовал неформальный музыкант Walerij Lescik:



А вот академическая, классицистская версия (автор музыки и исполнитель - Павел Можаев):



А вот любопытное любительское сочинение в мотивах вальса:



Интересно получилось!

А этот шедевр - скривятся от него многие (ну, если туго с юмором)) - в мотивах синти-попа: так могла бы звучать эта композиция, если бы её исполнили "Депеш мод"...)



Пожалуй, достаточно с этим станцем )

Философическое сочинение "Настанет день - исчезну я..." также привлекло внимание сочинителей музыки, и получилось, например, так:



Неплохо, но это не аутентичный русский романс.

А вот интерпретация украинского композитора Владимира Евзерова (исполняет некто Басков):



Это уже эстрада, к творчеству не очень.

Bon, Бунин, к счастью, всего этого безобразия не услышал, но на самом деле в этом что-то есть. Нельзя сочинить песню, если стихи тебя не зацепили. Каждый музыкант понимает что-то своё и привносит своё личное своеобразие. В этом и заключается суть творчества. Оно не может быть массовым. Это всегда личностная трактовка. Однако общее дело всё ж имеет место быть. А что там понимают массы... кому какое дело?

Но Бунин хорош, конечно...)


(потырено с просторов)

__________
к самым ранним относятся английская, австрийская и чешская культуры; соответственно, это XII-XIII-е века; Австрия по сей день считается культурным центром континентальной Европы (кроме того, это центральный ж/д вокзал Европы - все дороги проходят через Вену)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фатальный рок рок-музыки

Говорят, что Паганини был первым рокером, хотя я считаю, что всё-таки - вариации Рахманинова на тему Паганини ближе рок-песне; многие почита...