Излишне говорить, что жёсткой дифференциации нет и быть не может, т.к. романс стилистически представляет собою лирическую элегию, некогда созданную в благословенные Античные времена (в этом отличие элегии от повествовательной формы баллады, очень популярной в Средние века, рассказывающей о чём-либо определённом (скажем так, краткая форма размашистого эпоса в дуге Вергилия), либо от бардовской формы с её несносной назидательностью (несёт маразмом до безумья!); романс передаёт исключительно настроение и какие-то тонкие душевные обертоны, не содержит ни "конструктива" и не несёт - хвала Небесам! - никакого моралистического посыла), однако потрясающий национальный колорит иногда производит исключительный эффект. Мало в каком жанре Искусства концентрируется такой огромный процент шедевральных работ (вполне возможно, что больше половины).
Русские мотивы, так замечательно передающие упоительнейший тон лирики Ивана Бунина:
Поляки всегда и непременно тяготеют к драматизму, известному всему миру благодаря невероятно ярким и столь же запредельно драматическим судьбам Ф.М. Достоевского и Ф.В. Ницше (я вообще сомневаюсь, что хоть сколь-нибудь заметный процент людей достоин это читать, а уж разделять сие могут и вовсе единицы; за многие годы пристрастного изучения я едва ли дюжину примеров истинного ницшеанства мог бы назвать, а из всех современных мыслителей России ницшеанцами я мог бы назвать только ещё двоих (зато мерзости традиционализма/евразизма - Океанус; всё загажено ими, их маразматической и шовинистской бредятиной)...):
Венгры - невероятно мужественный народ, романтицизм которых* сильно заходит в пафос - эффект, который нельзя достичь намеренно (чёрт меня побери, если за всю историю какой-нибудь жалкой Франции - кастрированные умишки - появлялся хотя бы намёк на нечто подобное...): Кроме того, венгры являются самой выдающейся в Европе нацией авангардистов; на других континентах таковыми являются мексиканцы, японцы и очень немногие другие. Это не является чем-то специальным, подчеркну, это данность или "суперспособность", которая дана и притязать на которую глупо и бессмысленно (глупо даже искать авангардизм в чём-то другом):
Естественно, на первом месте здесь лирика (с сильным зарядом пафоса), но авангардные черты присутствуют даже в этой композиции. (Авангардность - или новаторство - это творчество вне каких-либо шаблонов, если нужно пояснять; зачастую это просто ублюдочные аберрации под вывеской "авангарда" - мусор неизъяснимый, чистая патологема (ну, пикассхол или как это называется), но есть авангардность как свойство - исключительно редкое, но неизменно восхитительное; несмотря на то, что в Искусстве принято противопоставлять классицизм и "авангардизм" (в его ублюдочном формате), на самом деле именно мощное новаторское и - в хорошем смыле! - прогрессивное начало лежит в основе всякого классицизма, который отнюдь и вовсе не рефлексия и не стандарт, а напротив, живое проявление динамики, экспрессии, избытка; всякое настоящее Искусство - избыток, соответственно всё что угодно остальное - ущербно (ну, просто взглянуть на традициональные "картины" эволы или "бардовские" помои головенко), согласно формуле Ницше: "Что не развивается - то деградирует; фиксированное состояние - лишь первый шаг к деградации"; так, размышляя над сущностью Барокко, я определил данный жанр как "гиперклассицистский", - в строгом смысле это тавтология, но я хотел подчеркнуть динамичность классицизма; постоянное, неумолимое преодолении "стандарта" впечатляюще демонстрирует А.Заратустра, не говоря уж о том, как блистательно прошёлся своим молотом по всем возможным шаблонам А.Хистор; этому нельзя научиться).
Три величайших народа Европы.
PS Я не утверждаю, что романсы не могут звучать и на других языках. Естественно. Прекрасные песни есть у русинов, латышей, финнов и других замечательных народов. Но то, что я слышал в исполнении на итальянском, английском, о боже - немецком, - это крайне плохо всё. Даже греческий, хотя и уходит корнями в Античность, звучит всё же хуже (но получше многих, конечно!).
При всём уважении, скажем, к Нэту Кингу, который был одним из лучших певцов Юга, исполняя шедевральный материал
звучит это совершенно ужасно... Английский язык - то есть окончательно деградировавший фризский диалект, в принципе не может представлять сколь-нибудь замечательную форму уже по своей лексической конструкции. Я бы не хотел называть песни Кинга "окончательно деградировавшей элегией", - это было бы слишком жестоко и несправедливо, - но в них нет ни корней, ни колорита, ничего, что дало бы повод говорить о какой-то "американской элегии" (да и нет такого языка - "американский", а Кинг не очень англосакс, чтобы представлять эту фризско-нормандскую культуру, - с таким же успехом я мог бы представлять культуру Пираа, о чём я могу лишь безнадёжно мечтать...). Даже японский звучит лучше, хотя и не намного из-за специфического сюсюканья. Только благодаря невероятной очваровательности голос незабвенного Такеши достигает шедевральности
но не сам язык. Язык плохой.
_________
* интересно отметить, что венгерские корни были у прославленноо поэта, музыканта и писателя Амадея (Вильгельма) Гофмана; не знаю, почему его называют немцем - пруссаков он ненавидел (и лишился государственной службы за то, что рисовал издевательские карикатуры на немцев), а его жена была синеглазая польская красавица, которую он любил всем своим сердцем самым романтическим образом всю свою жизнь (те романтические отношения, о которых всякой плесени нельзя даже заикаться); несмотря на то, что Гофман не преуспел, - Поэзия и коммерция несовместимы, как антилопа и гиппопотам, - он всё же был первым в Европе и мире, кому приша в голову идея издания музыкального журнала - венгры, как всегда, в своём авангардном ключе (то же в кинематографе (венгры создали такой, например, жанр, как нуар) и музыке (венгерские разработки предвосхищали "Битлс" и технику игры, известную благодаря Сантане); предки величайшего композитора всех времён И.С. Баха были из Венгрии (дед композитора даже не говорил по-немецки); как ни поразительно, но даже в науке, если вспомнить математика Яноша Больяи, шедшего напрекор всем возможным шаблонам, венгры проявляют себя как авангардисты; чисто теоретически, мощное авангардное начало должно быть и в самом венгерском языке, но изучать его, мягко гвооря, непросто - это самый сложный язык в Европе).
Комментариев нет:
Отправить комментарий