7 авг. 2019 г.

Несколько слов о Блэк-Метал

Американские плебеи никогда не понимали высокой аристократической сути Блэк-Метала - единственно подлинного европейского стиля, вобравшего в себя суггестию Black Sabbath (основанную на Кроулианстве), композитную структуру Venom, припанкованный драйв Motorhead и мифологему Hellhammer и Celtic Frost. Первые образцы стиля - Bathory и Mayhem - изначально представили и два идеологических направления (правое и левое, соотвественно). Расцвет стиля пришёлся на период пребывания Урана в знаке Козерог (1989-1995 гг.) - волнующий, закрытый, тёмный, ультраконсервативный, глубоко мистический, это был второй после панка истинно революционный стиль в истории рока. Будет ли ещё такое когда-нибудь?..

Скорее всего - нет. Это было было бы слишком роскошно для этого десакрализованного мира. (Не исключено, что Блэк-Метал был последним, довольно темноватым лучиком сакралитета в аду демиурга-иеговы).

И вот что любопытно - оказалось, причём довольно внезапно, что США совершенно не понимают этот стиль. Даже те немногие, кто пришёл в восторг, создавали образцы, не имеющие никакого отношения к Блэку - это был либо "магический треш" (Absu), либо какой-то шлаковый шугейзинг (Xasthur), либо всякий (псевдо)авангардный мусор (много). До сей поры я не слышал ни одного чистого образца Блэка в Штатах, да и не имеет он там того значения, каковое было и всё ещё остаётся в Европе. И это на самом деле любопытный момент, показывающий, что европейцы и американцы - совершенно разные народы, причём где-то на базовых уровнях. И, в свою очередь, европейцы показали удивительное, парадоксальное единство. Сроду никто не слышал никаких групп из Македонии или Литвы, даже не карте никто не нашёл бы эти страны, а вот Блэковых групп оттуда - полно. И если в Европе Блэк-Метал оказался поистине революционным стилем, мгновенно воспринятым категорически всеми, то в США Блэк - это просто один из авангардных стилей, наряду с каким-нибудь Radiohead, где-то в обойме с гранджем и альтернативой. Это действительно забавно...

Имнно так будет звучать какой-то кошмарный блэковый суррогат, доведённый до полного маразма. И это один из типичных образчиков американской трактовки стиля. Таокго шлакоматериала в США - полно. - Это то, что там называют "Блэк". Для сравнения: вот то, что называют Блэком в Европе...

Некоторая разница, не правда ли?.. Тёмное романтическое безумие, мистический идеализм, сакраментальное вдохновение, явленное из таинственных миров Вселенной - такие эпитеты тут уместны. Тогда как при архислабоумных нотах пиндостана хочется на стену лезть, настолько это тупо и бессмысленно.

Кстати, в среде латинских стран ситуация примерно такая же - там Блэк это просто один из чернушных стилей и редко бывает чистым (обычно это дет-Блэковый замес). Типичная группа латинского Блэка -

Это просто один из подвидов брутального дета.

В Европе же Блэк жил своей удивительной прихотливой жизнью. После взрывного периода началась продуктивная проработка - в 1995-м году Блэк вдруг становится эпическим и пафосным, представляя подвид Viking-Metal и в целом Epic Metal. Структурно это патетическая смесь War-Metal с тёмной и грозной закрытостью Блэка. Тут можно обнаружить совершенно великолепные образцы. Чуть позже в Блэк добавились атмосферность и симфоничность; соответственно это Atmospheric Black и Symphonic Black. Блэк также отлично стыкуется с Готикой, Фолк-Металом и даёт великолепную стилистическую основу для Языческого метала; таким образом получились стили Gothic Black Metal, Folk Black Metal и Pagan Black Metal. Именно в этом русле работали многие русские группы Блэка, возник даже Славянский Блэк (Slavonic Black Metal), в основном благодаря России и Польши (укрия и бялярусаи внесли, как обычно, мизерный и никчёмный вклад); наиболее известны в те годы были группы Темнозорь и Северные Врата.

Образчик Славянского Блэка из Чехии

Во второй половине 90-х это было одно из лучших направлений жанра Блэк-Метал. При этом, заметьте, никакого "германик блэка" не было в природе, равно как и "скандинавиан". У них был, правда, Викинг-Метал, но немцы или швейцарцы имеют к викингам примерно такое же отношение, как и папуасы. Был ещё Celtic Metal - слабый, неразвитый и периферийный стиль с почти экзотическим статусом (в этом жанре работали пара-тройка бретонских и шотландских коллективов - и на этом всё). В целом на фольковом направлении работали Славяне и скандинавы, с первенством первых, я бы сказал (можно и спорить, конечно, хотя я бы предложил просто взглянуть на карту мира, кто там великий, а кто у параши; если же впомнить историю, то величайшими странами Европы были Польша 14-16 веков и Россия 17-20 веков).

Много интересных и неплохих групп было также и в Прибалтике (наконец-таки хоть что-то балты родили кое-как); естественно, на фоне скандинавских и славянских групп это было полным убожеством, но ведь до этого не было вообще ничего.

Совершенно другую ветвь представляет мизантропическая, левая составная стиля, которая выразилась в таких мрачноватых, мягко говоря, направлениях, как депрессивный и депрессивно-суицидальный Блэк-Метал (DSBM); причём забавно, что левая сторона медали звучит абсолютно так же, как и правая (NSBM); плюс сюда же коммунистический и анархический Блэк-Метал (RABM). Звучит всё это совершенно одинаково, подчеркну, разница только в текстовке (аццкие, просто истошные проклятья в адрес коммунистов или капиталистов). Всё это довольно уныло, надо признаться. Я вообще не представляю себе, какое Искусство можно сотворить на идеологической основе. По крайней мере, примеры мне неизвестны. Сам по-себе Блэк-Метал внечеловечен и имперсонален, что особенно подчёркивал Еуронимус, который был не только создателем музыкального стиля, но и внешнего имиджа (знаменитая Блэковая раскраска) и концепции, в частности выраженной в композиции "Funeral Fog". Впрочем, многочуждость человеческому не мешала старине Еуро состоять в Компартии Норвегии - значок партии всегда можно было видеть на его куртке, наряду с другими метал-прибамбасами. Заветной же мечтою Еуронимуса была идея выступить в Китае. Любопытно также, что вместе с родителями в 14 лет он побывал в СССР и даже мечтал когда-нибудь переехать туда. К сожалению, Союз распался в 91-м и симпатии Еуро переместились к Китаю. Интересный был пельмень, да... )

Это были безбашенные 90-е. С наступлением нового тысячелетия, Блэк практически утратил свою революционность. Я думаю, что всё закончилось в году примерно 2001-м или 2002-м, но на этот счёт есть разные мнения. Как бы то ни было, Блэк стал сильно, слишком сильно разжижаться посторонними стилями и жанрами, нередко впадая в откровенную экзотику, особенно когда появились группы из стран типа Турции или Армении, которые принесли странное и экзотическое звучание, а также совершенно иное понимание ритмики и размера композиции. То есть это уже был этнический авангард, который совершенно неуместен в таком конкретном и консервативном стиле, как Блэк Метал. Если соединение Блэка с Готикой вполне замечательно, то микс с грайндом или ню-металом - это уже психопатия какая-то. Блэк стал очень сильно отдавать патологемой, чем-то крайне нездоровым (чего в 90-х при всех дикостях (чего только стоит пресловутый "христианский Блэк- Метал") и крайностях (вспомнить апокалиптический Cyber-Metal Мики Луттинена) и близко не было). В основном всё это была американская продукция, поскольку в Европе Блэк оформился в те образцы, которые я перечислил выше. Да, Mayhem сильно модернизировали звучание и действительно были одними из первых, кто обозначил деградацию стиля (это был 2000-й год), однако для многих - и для меня лично - это был проект Еуронимуса, после смерти которого группа утратила свой статус и перестала быть образцом стиля. Кстати, Mayhem затем приложили огромные усилия для того, чтобы вернуть Блэку первоначальное "сырое" звучание, для чего даже был приглашён венгр Аттила (педика Маньяка наконец-таки выперли к чертям собачьим - я его на дух не переносил). Однако успеха не достигли, разве что ещё более усилили диссонанс между сущностью стиля и его выражением. Я не знаю, зачем они это сделали, к чему все эти их вычурные ритмические выкрутасы, неинтересные и утомительные, и не понимаю, что мешает создавать темы а-ля Еуронимус (нормальный чистый Блэк), там же барабанщик один из лучших в мире (между прочим)...

В целом можно сказать, что пафос и идеологема Блэка остались в полной мере в 90-х, которые можно разделить примерно поровну - в первой половине Блэк был "сырым" и "чистым" (то, что Еуро называл "True And Evil Black Metal"), а во второй - обрёл свою зрелость, выразив в лучшем виде всё, что до этого был в таких жанрах, как War, Epic, Gothic, Folk и Pagan. Ничего этого и близко не было в Штатах, равно как и в Канаде какой-нибудь или у латиносов. То есть, применяя дугинскую формулировку, мы можем сказать, что Блэк-Метал был абсолютно жанром "Суши", потому что страны "Моря" (все англосаксы, а также французы - "Морское" рыло в Европе) оказались полностью за бортом. Только единицы в том чуждом ареале инстинктивно прочувствовали суровую и мрачную эпичность этого изумительного на самом деле стиля, в котором соединились суровые пейзажи Северной природы, древние мифы Европы, протоистория и мифические континенты (Лемурия, Му, Атлантида), Лавкрафтианство, Ницшеанство и Кроулианство в очень густых и радикальных аспектах, дух мизантропии и в то же время пафос этнического и национального достоинства. Это было удивительное время и крайне сложное и очень интересное явление, как в культурном, так и в музыкальном плане. - Так, по крайней мере, это было в Европе, подчеркну. В ареале "Моря" ничего подобного не было и близко; 90-е в той среде обусловились своими собственными креациями: реп-металом, ню-металом, неограйндом, неодеткором, мачокором и подобным).


Образчик музыки 90-х в ареале "Моря"; ничего более отвратительного и придумать невозможно; апофеоз наглого дегенеративноо плебейства - так это выглядело тогда, так выглядит и сейчас...

А ещё и не понимаю, как могут ставить рядом имена Клайва Баркера "и" Стивена Кинга... Д.Б.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фатальный рок рок-музыки

Говорят, что Паганини был первым рокером, хотя я считаю, что всё-таки - вариации Рахманинова на тему Паганини ближе рок-песне; многие почита...