17 авг. 2019 г.

Чиллаут: вечный холод ностальгической Вселенной

Наряду с Электроклэш и Ретровейв, Чиллаут является самым успешным электронным стилем в неформальноё музыке. Если многострадальный Индастриэл и педиковатый Синтипоп представляют перманентную драму "вставания с колен", то Чиллаут, как и упомянутые успешные стили, появился легко и состоялся с первых же нот. Изначально это был некий задушевный эмбиент в сопровождении мягкого бита - тип релаксационной фоновой музыки, под которую просто приятно помечтать.



При крайней структурной простоте и технической незамысловатости, Чиллаут содержит невероятный, запредельный градус ностальгического нектара. - Ничего подобного нет больше ни в одном из стилей.



- Странные псевдовоспоминания и псевдопонимания, как будто ты что-то важное, самое главное в жизни вдруг вспомнишь или осознаешь, нечто, что ты понимал в младенчестве с первым проблеском разума, но тотчас позабыл...



...Вот-вот вспомнишь, но не вспоминается, однако это создаёт волнительное, необыкновенное ощущение катарсиса. Чиллаут - это, возможно, единственный стиль, который _органически_ позволяет прочувствовать, что музыка - это волшебное искусство. Если вы сомневаетесь в её магическом воздействии, просто послушайте что-то особенно удачное в этом жанре. (Именно такие образцы я представляю).



При этом Чиллаут, как и два других волшебных стиля - Трип-хоп и Дрим-поп, изначально совершенен. - Эти три стиля являются единственными, которые не имет развития (поскольку совершенны) и не дали никаких миксов (опять же, ввиду совершенства, близкого абсолютному).(Здесь нужно уточнить, что Ретровейв и Электроклэш изначально создавались в виде ностальгии на раннюю электромузыку 80-х или даже пародии на неё, а потому не являются чистыми артефактами Искусства).



Многие композиции стиля Чиллаут напоминают простые имажинистские зарисовки, когда удачный творец, устав от претенциозности, создаёт нечто исключительно "для души" - простое, но в то же время невероятно трогательное. Устав скрываться за маской меркантильного циника, творец-идеалист в такие редкие минуты позволяет себе быть самим собой - это диалог с собственной бессмертной душой, а не с навязанной и разовой корпускулой социальной личности - столь же ненавистной, сколь и полоумной... (Не ваша душа, а расиянская корпускула заставляет вас ненавидеть украинцев или евреев, - вообще кого-нибудь ненавидеть, включая себя; вечно любящая душа, напротив, всех любит и довольствует собственным светом... если он есть (в ином случае это зомби)).



В этой милой, почти интимной душевности Чиллаут очень близок задушевному Аргентинскому шансону и мягкой меланхоличности Норвежского минимализма. Однако будучи эмбиентной и имажинистской музыкой, Чиллаут не предполагает словесных экспликаций. Там, где работает чистое волшебство, слова не нужны, посему в рамках этого стиля редко поют, либо стараются создавать некий тон особой душевности (как в Трип-хопе или Аргентинском шансоне).



Подобно данной композиции украинского проекта или украинской же игре "Сталкер", которую мы все так беззаветно любим, Чиллаут эмоционально холоден, но при этом в нём есть душа (вот чего нет в Электроклэше и Ретровейве, того нет). Это глубоко интровертивная музыка.



В некоторых случаях добавляется нечто кафедральное, что придаёт стилю некоторую академичность (не очень уместно, на мой взгляд).



Это уже определённые отклонения от рамок стиля, а мы, как заправские талмудисты, следуем курсу самым непреклонным образом и любую ересь - даже признаки её - допустить не можем никак. Всякие поправки и оспаривания канонов ведут только к деградации.

Совсем уж большой редкостью являются танцевальные элементы. Мне известен буквально один такой образец, который неизменно озадачивает меня. Не уверен, что это всё ещё Чиллаут, но уж очень ловко пытается маскироваться под него...)



Не знаю, возможно ли представить стиль _ещё более_ ностальгический, это кажется совершенно невероятным. Но то, что Чиллаут успешен (в том числе коммерчески успешен), очень признан (его обожают категорически все), по форме и содержанию совершенен (а потому не прогрессивен ни на йоту и не стремится к близости с другими стилями), - это несомненно.

Это стиль для умных и глубоких одиночек, погруженных в себя, в волшебство своих мечтаний и переживаний. Это очень тонкая и деликатная музыка, которая ни в малейшей степени не претендует на твою душу, не пытается поработить "вирусными" мелодиками, но предлагает путь среди звёзд, чтобы созерцать ледяные осколки разбитых сердец в этом бесконечном холодном Космосе. В какой-то очень закрытой аспектации Чиллаут можно считать негативистским направлением, - отсюда его подчёркнутая прагматичность и полное безразличие к человечеству в принципе, - но понимания, которые даёт музыка этого стиля (или архетипа, если угодно), приводят к парадоксальному душевному очищению на очень глубоких уровнях, вплоть до религиозного катарсиса. Нет смысла любить эту музыку - она совершенно неконтактна, с ней невозможно взаимодействовать, ибо она безразлична к тебе, но она чиста, совершено чиста, а потому возлюбленна пуристами всех мастей. Разного рода эмоциональные шлаки и клиппоты разрушаются под воздействием этой, вероятно, вкорне негативной музыки.

________
Любопытным комментарием к мелосу закатного волшебства стиля Чиллаут можно считать любопытное эссе Е.Головина "Пурпурная субстанция обмана" (http://golovinfond.ru/content/purpurnaya-substanciya-obmana)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фатальный рок рок-музыки

Говорят, что Паганини был первым рокером, хотя я считаю, что всё-таки - вариации Рахманинова на тему Паганини ближе рок-песне; многие почита...