При моей полонофилии, иногда принимающей форму полономании, легко заподозрить в Стравинском поляка, однако точно это не известно. Фамилия похожа на польскую, но точных сведений нет. Дело в том, что ещё в XIV-м веке некоторые знатные польские рода прибывали в государство Российское для службы, но не всегда это можно проследить по архивам и к тому же многие ассимилировались. Стравинские могли быть очень старым польским родом, уходящим в века.
Как бы то ни было, по дерзости замысла Стравинский - самый настоящий поляк. Эта склонность к авантюре приводит поляков куда угодно - на вершины горных пиков в любой точке планеты, в просторы океанских стихий (ведь есть же легенда, что Колумб был поляком), к высочайшим достижениям в эсперанто - до Казимежа Беина считалось невозможным придать стильность этому искусственному языку - или к странной вендетте против официальной истории, к выстраиванию концецпии о том, что все языки происходят от древнеславянского, или к выступлению на оперной сцене в подчёркнуто обыденной одежде, - поляки народ ассиметричный, скажем так) Достаточно сказать, что "это невозможно", и обязательно найдётся поляк, который это опровергнет. Очень хорошо это видно в рок-музыке, в которой поляки чуть ли не единственные, кто способен представлять нечто новое, а не использовать чужие шаблоны и каноны. Поляки вроде как брезгуют сидеть за одним столом с чернью, и кто их за это упрекнёт? Не любят они ходить в ногу, не любят распорядок и более всего не любят понукания. Низвержение фальшивых кумиров - трудно представить нечто более идиллическое для натуры поляка. В каждой своей черте полны безудержной отваги, причём, что характерно, женщины польские не уступают в отважности мужчинам. Есть много легендарных историй о характере польских женщин, а при близком отношении создаётся впечатление, будто попал в эпицентр урагана) Ураганная натура польских дам хорошо известна, да). Зато в интеллектуальных штудиях поляки представляют беспрецедентную строгость мысли, которая возникает от самодисциплины, о которой говорил Ницше, уникальная "культура ума", во многом берущая начала в раннем воспитании, когда детей учат обращению на "Вы" с первых лет жизни, воспитывают в них достоинство и хорошие манеры. Поразительная воспитанность польских детей очень схожа с подобной удивительной воспитанностью маленьких японцев, также пествующих сложные и тонкие аспекты этикета, знаменитого на весь мир. Естественно, это крайне благоприятная среда для становления ума, хотя аномалии также бывают (но польские отщепенцы общества - просто ангелы по сравнению с английскими отбросами, гнусней и подлей которых просто не существует в природе). На гербе Польском это указано в ряду национальных приоритетов: "Бог, Отчизна, Честь" (иногда четвёртым критерием указывается также Наука (Знание, Учёность)). Гиперболическое развитие канонов ведёт к необычайному, опять же, прямо-таки неистовому духу независимости, ставшему критической для соцлагеря, и ничего с этим поделать было нельзя. Поляки - самые яростные, самые агрессивные республиканцы из славян. Никакими репрессиями не удавалось сломить их дух. Это было просто живодёрство, которому трудно найти оправдания. Неукротимый польский дух создавал посему необычайные артефакты искусства, причём это касается как классической эпохи, так и наших дней. На страницах моего дневника есть немало рецензий о новейших польских работах - я стараюсь освещать их. Кстати, я уже нашёл лучшую работу 2022-го года - она польская; я скажу о ней позже.
Итак, Стравинский, которому дерзость позволила ломать шаблоны в классическом построении композиции, был первым, кто отказался от ритмики, что, безусловно, представляет сложность для исполнения. Уже от этого веет неким свежим поветрием, пусть даже это и была чистая авантюра с установкой "идти не в ногу со всеми". А почему так? А почему бы и нет? Польский гонор-с..)
Звучит, конечно, великолепно. Я так много мотивов услышал знакомых. Либо мне так кажется. Часто ли упоминается Стравинский у рок-музыкантов, слушают ли его? Такое впечатление, что - да. Интересный момент, конечно, возможно когда-нибудь узнаю точно. Но вспомнить так навскидку поклонников Стравинского не могу. Чайковский, Рахманинов, Шопен, Григ, Джон Кейдж - эти звучат фоном в роке заметно (Angizia даже напрямую называют себя продолжателями фортепьянных экспериментов Рахманинова), как вразброс, так и в русле жанра неоклассики (один из видов прогрессивного рока).
PS В СССР Стравинского не любили и фактически запрещали, потому что в его творчестве "слишком явно" звучат русские мотивы. Величайшим столпом советской композиторской школы - и кумиром евразийцев-традиционалистов - был Шостакович (его можно слышать в традициональном московском сблёвном "роке").
30 сент. 2022 г.
Стравинский
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Фатальный рок рок-музыки
Говорят, что Паганини был первым рокером, хотя я считаю, что всё-таки - вариации Рахманинова на тему Паганини ближе рок-песне; многие почита...
Комментариев нет:
Отправить комментарий