17 июн. 2021 г.

Небольшое дополнение к заметке о плагиате

Касаемо "парафраза". Не всегда бывает понятно, имеет ли место отсылка (аллюзия) или перепев (парафраз), или это даже попросту калька. Вот, скажем, японская композиция по очень знакомым любому русскому человеку мотивам:


(возможно удалят с "Ютьюба"; фрагменты из фильмов обычно удаляют)


Конечно же, это мелодика знаменитой советской песни:





Вопрос в том, была ли это калька, либо перепев, либо сознательная отсылка (это не очень понятно без знания японской текстовки). Это вполне могла быть и кавер-версия на японский манер, хотя обычно японцы делают точный дубликат композиции.

Bon, я ни в коем случае не выступаю в роли обвинителя - вовсе нет! Все проявления творческого энтузиазма похвальны, и, в сущности, любая красивая песня может иметь право принадлежать всем народам Земли, ведь, как гласит известная конфуцианская максима, "Весь мир под одной крышей". Это прекрасно, что красивая мелодия и простые сердечные слова могут напоминать каждому, что он всё же человек, а не скот жвачный, хотя к обнулению интеллекта всё движется весьма стремительно и это нужно понимать буквально, а не фигурально (уменьшается объём головного мозга, редуцируются словари всех языков, превращаясь в дегенеративное непотребство*).

Я просто отмечаю некоторые любопытные моменты всвязи с музыкальными проформами бытия. Всё это, подозреваю, живые субстанции, - ведь недаром их понимают растения, животные и птицы, - и судьба у них прихотлива и самостоятельна. Творец выступает в роли проводника и сам с некоторым удивлением видит, что же такое получилось. Это враньё всё, когда композитор пыжится, пытаясь выдавать свой продукт за плод тяжёлых бдений - мелодия приходит в мире по своему желанию и далее существует также по своему желанию. Притязать на песню, в строгом смысле - нелепость и курьёз, удел недалёкого ума. Вот поэзия - совсем другое дело! К поэзии я бешенно ревнив и даже не записываю лучшие свои шедевры, а не то, что скармливаю их свиньям... Я прекрасно понимаю, что музыка иерархически выше поэзии, но именно поэзия приносит истинное удовольствие и позволяет, наконец, достигать идеальных результатов, чего _никогда_ (!) не удавалось в музыке, несмотря даже на сумасшедшие усилия, опасные для жизни (когда не спишь сутки напролёт с целью _во что бы то ни стало_ создать композицию, которую можно твёрдо назвать идеальной, но всё оказывалось напрасно!). В поэтике же сплошь и рядом примеры идеальных построений, совершенно гениальнейших аллегорий и словосочетаний. А кто мне назовёт пример "идеальной музыки"? От полудурка, назвавшего моцарта или шопена, я просто отмахнусь. Даже Бах не был идеален, что уж тут говорить о швали...

(Тем не менее, около пяти песен, среди которых одна моя, я мог бы назвать "почти идеальными").

_________
я отслеживаю этот момент на примере русского, стремительно вырождающегося в нечто, что я нызываю "московитским" или "расиянским" языком

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фатальный рок рок-музыки

Говорят, что Паганини был первым рокером, хотя я считаю, что всё-таки - вариации Рахманинова на тему Паганини ближе рок-песне; многие почита...